"В 80-е многие говорили: "Нас зажимают, нам бы в Америку, мы бы тогда показали, мы бы дали!" Пожалуйста, вот вам все возможности и никаких зажимов. И что?" - задается вопросом патриарх московского рока Константин Никольский. Константин Никольский - имя, без которого невозможно представить себе русский рок. Он стоял у истоков группы "Воскресение", которая в свое время была не менее популярна, чем Макаревич со товарищи. Это была визитная карточка московского рока. А сам Никольский стал классиком, сочинившим с полдюжины настоящих хитов. В начале своей карьеры Никольский записал два номерных альбома, а затем в течение двадцати лет - одни только концерты иЕ всего одна полноценная запись. Любимая шутка Никольского: "Новые песни пишут те, у кого старые плохие". И вот наконец мэтр выпускает альбом "Иллюзии" - такого многие поклонники уже, кажется, и не ждали. В связи с этим событием Константин Никольский поделился с корреспондентом "Итогов" своими мыслями о времени, музыке и музыкантах. - Константин, полагаю, первый вопрос просто неизбежен. Почему так долго? - Только не говорите, как некоторые ваши коллеги, что я писал этот альбом одиннадцать лет. Я же не сидел постоянно в студии. Мы каждую пятницу и субботу выступали в московских клубах или выезжали на гастроли. Времени работать над альбомом просто не было. - И как удалось себя заставить? - Да вот судьба преподнесла "подарок". После моего 55-летия, которое отмечалось в ГЦКЗ "Россия", здоровье подвело. Возникло предынфарктное состояние. Но я подошел к ситуации грамотно. Распустил ансамбль и воспользовался паузой, чтобы засесть в студию. Зато теперь есть новый альбом. Насколько могу судить, весьма неплохой. Звучание исключительно гитарное, без клавиш, и не какой-нибудь "чес". Так теперь уже почти не играют, но мне посчастливилось поработать с прекрасным гитаристом Игорем Кожиным. Обошлось без зависти друг к другу. Игорь играет соло, а я на ритм-гитаре. - В 80-е вы спели: "Я сам из тех, кто спрятался за дверью". Вижу, продолжаете тему? Как сказал бы критик, ваш лирический герой остался верен себе... - Вы имеете в виду "...Дверь мою плотней прикрой сегодня"? На самом деле это строчка французского романтика Анри де Ренье в переводе Ильи Эренбурга. Так что аллюзия не по адресу. На альбоме пять чужих песен, одна - Ренье, а остальные - португальского поэта Фернандо Пессоа, которого я очень люблю. Но там, где не хватало куплета или полкуплета, я дописывал за автора сам. - ?! - Да, а что? По-моему, удачно получилось. Вот вы же не заметили разницы. - В какой-то момент "Воскресение" была в стране группой номер один. Можно же было эту ситуацию как-то застолбить. Начать тиражировать удачно найденные ходы... Не хотелось? - Если бы я начал тиражировать, жанр бы меня выбросил вон. "Нам такие не нужны, здесь все серьезно, старик". Я за чистоту жанра. А просто заклепаться в металлолом, жужжать на гитаре и пугать девчонок - это не мое. - Вот "Машина времени" в такой же ситуации, поднявшись на гребень, там и "зацепилась"... - Они учли законы шоу, психологию публики. Это их путь, это нормально. Только одно замечание: пока такое предприятие существует, можно было немного подучиться играть. Так, между делом. Но они считают, что для них важнее тексты, смыслы. Я не спорю. - А как вам проект с Романовым, Голутвиным, Подгородецким? Вроде играть умели и раскрутиться хотели. Что помешало? - Это хороший проект. Музыканты профессиональные, в плане аранжировок там было все здорово. Просто публика на концертах сравнивала их с тем старым, подпольным вариантом "Воскресения", и... не пошло. Возможно, это был неправильный ход - воспользоваться известным названием и сделать гастрольную команду, денег собрать. - Но они играли музыку, с которой трудно долго собирать деньги. Перемудрили? - Допустим. Прекрасно все звучало, но публику в начале 80-х это не зацепило. А потом состав распался. Всех начали привлекать по 153-й статье: частное предпринимательство, до пяти лет. Идеологи решили с рок-музыкой покончить, потому что такие песни, как "Кто виноват?" и "Я сам из тех, кто спрятался за дверью", на комсомольцев плохо влияли, наверное. - А как же "Машина"? - Вполне вероятно, "Машину времени" оставили как экспонат. На всякий случай. Пусть пар выпускает. - А за тем, что сейчас происходит в рок-музыке, следите? - А разве что-то происходит? - Ну... - Вот именно. Вот и ответ. Мне бы хотелось, чтобы происходило, жанр-то интересный. Но увы. У нас все постепенно скатывается в сторону шансона и попсы. Я не против поп-музыки: и АВВА по-своему хороша, да и Beatles. Это поп-музыка, но какого уровня! В 80-е многие говорили: "Нас зажимают, нам бы в Америку, мы бы тогда показали, мы бы дали!" Пожалуйста, вот вам все возможности и никаких зажимов. И что? В музыкальном плане - дешевка. Люди не желают ничего делать хорошо. А ведь это неуважение к публике. Вот и понятие "продюсер" у нас приобрело особый смысл. Это не тот, кто помогает сделать хороший товар, а тот, кто умеет успешно втюхивать дешевку. Как на базаре. Публика дура, все съест и не поморщится. - Неужто все безнадежны? А Земфира, "Мумий Тролль"? - Это отдельный разговор. Но и у них одна общая беда - с русским языком. Я не могу слушать текст, когда поют "с'тбой", "с'кзал". Или как там у Земфиры - "п'рост'с'впало". Дело в том, что вокальное искусство - я это называю "пенье" - предполагает, что тянуть можно только открытые гласные. А согласные петь нельзя. Они - поют. Вот и получается "с'тбой". - Высоцкий же пел согласные! - Он пел "р" - это сонорный звук, раскатистый. "С" он бы не спел никогда. Или "п". Попробуйте спойте "п". Не выходит? А они умудряются. Наверное, думают, что в этом есть какая-то фишка. Согласен. Ради бога. Но я предпочитаю, когда поют нормально - пусть не "языком Пушкина", просто открытым московским наречием. - Профессионально критикуете. А сами небось критиков не жалуете? - Кого как. Есть хорошие, есть плохие. Мнение примерно такое, как у вас о музыкантах. Кому-то вообще играть на гитаре не стоит. Кому-то нельзя не играть. Иногда покритикую какого-нибудь критика, а он скажет: "Вы не понимаете, сейчас так надо!" То есть надо "с'тбой", надо "с'кзал". А потом начинаются "сникерсни", "запепсуй" и так далее. Может быть, действительно так надо. Пусть пишут. Жаль только, что часто люди плохо подготовлены к разговору. Не обо мне, а вообще о музыке... - Теперь, после записи, настроены отдохнуть? - Посмотрим. Я мечтал научиться серьезно фотографировать. Вот, может, сейчас друзей поснимаю в клубах, где они выступают. А еще у меня есть три песни, которые в альбом не вошли, и несколько совсем неизвестных. Буду понемногу приступать к новому альбому. Там уж я сам сыграю сольные партии. Думаю, еще будет хаммонд-орган. Очень люблю его звучание. - А когда выйдет этот альбом? - А кто его знает! Евгений Белжеларский
Источник: http://www.itogi.ru |