Черт его знает, откуда в пресс-релизе студии «Союз» взялась фраза о том, что Константин Никольский не выпускал новых альбомов 11 лет, но перепечатали ее едва ли не в каждой опубликованной информации об «Иллюзиях». Правды в этом утверждении ненамного больше, чем в тезисе о том, что Никольский является автором формулы «Новые песни пишут те, у кого старые плохие». Поэтому начну с исторического экскурса. Главные песни Константина Никольского («Ночная птица», «Музыкант», «Я сам из тех…», «Мой друг художник и поэт») были сочинены им в 70-е годы, а широкую известность получили в начале 80-х после публикации на втором магнитоальбоме группы «Воскресение». Короткий мезальянс Никольского и «Воскресения» многие по-прежнему считают «золотым веком» этого коллектива, а сам Константин относится к прежнему сотрудничеству как к случайности и не более того. После ухода из «Воскресения» Никольский собрал группу «Зеркало мира»: к этому периоду относится появление «хитов второго плана» - «Цветок у окна», «Облако», «Зеркало мира»… В 1996 году – вот откуда растут ноги «одиннадцати лет»! – вышла пластинка «Один взгляд назад», которая продержалась в различных чартах продаж около пяти лет. Однако этот компакт-диск странно называть номерным – он был скорее «бестом», а успех его объяснялся, во-первых, тем, что слушатель устал от примитивной попсы начала 90-х, а во-вторых, тем, что знакомая по затертым магнитным лентам классика наконец-то была издана красиво и приличном качестве. За прошедшие после «Взгляда» 11 лет у Никольского вышло еще несколько дисков – концертные записи с его отмеченного в 2001-м 50-летия и альбом «Мне только снится жизнь моя» (2004). О том, что в эту пластинку будет включены – сенсация! – несколько новых песен, пресса писала не один год. В итоге «новых» композиций оказалось две, причем одна из них – то самое «Облако» из репертуара «Зеркала мира», а вторая – заглавный трек на стихи португальского поэта Фернандо Пессоа. В остальном трек-лист представлял собой вкусный, но очень уж привычный компот из «Музыканта», «Ночной птицы» и иже с ними.
Таким образом, пластинка «Иллюзии» - фактически первый альбом Константина Никольского, на котором преобладают действительно новые песни, а бриллиантового старья и вовсе нет. Не нужно думать, что музыканту так надоело отвечать на вопрос об отсутствии новинок, что он сел и написал несколько по заказу. Просто так сложились обстоятельства: пошатнулось здоровье, Константин распустил сопровождающий состав и заморозил концертную деятельность – вот в освободившееся время и сочинились новые треки. Наряду с ними в «Иллюзии» попал ряд давно известных поклонникам Никольского вещей – пресловутые «Облако» и «Цветок у окна», «Мне только снится жизнь моя» и «Пред чертой…» А записывая новые песни, музыкант в первую очередь постарался, чтобы они звучали максимально «по-никольски». Традиционно уделяя значительное внимание гитарным соло, Никольский доверил это дело Игорю Кожину, а сам переключился на ритм-гитару, добившись очень комфортного для ушей рок-меломанов саунда. Не менее пристально он относится к текстам и технике их произнесения: дикция исполнителя позволяет не упустить ни одного слова – поэтому философская поэзия Пессоа ли, Никольского ли, а то и Анри де Ренье в переводе Эренбурга прольется бальзамом на душу всякого, кто привык искать в песнях ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Можно дискутировать, много ли таких людей осталось среди слушателей – возможно, молодому поколению эти темы покажутся лишь стариковским брюзжанием. Как бы то ни было, альбом «Иллюзии» получился крепким и из серии «Сейчас таких не делают». При этом нарочито семидесятнические подходы к сочинению и записи отдают уютным ретро, а никак не, извините, занудливыми старперскими опытами. Секрет тут прост и называется он - талант. Хороший композитор и музыкант не зависит от моды – он сам ее формирует.